Доклад отдела фитосанитарного надзора

 

Сфера карантина растений

Основными типовыми и массовыми нарушениями являются:

  • нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, а именно: не проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований;
  • нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции, а именно: вывоз подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны Кировской области без прохождения государственного карантинного фитосанитарного контроля и оформления карантинного сертификата;
  • неуведомление Управления о прибытии (доставке) подкарантинной продукции растительного происхождения на территорию области. Следствием этого является отсутствие проведения осмотра и досмотра ввезенной продукции должностными лицами Управления, что ставит под угрозу фитосанитарное благополучие региона;
  • нарушение правил реализации, хранения и использования подкарантинной продукции растительного происхождения;
  • невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор);
  • воспрепятствование законной деятельности должностного лица, повлекшее невозможность проведения проверки;
  • несвоевременная оплата наложенных административных штрафов.

Хотела бы обратить внимание на карантинные фитосанитарные обследования, которые проводятся в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ №160 от 22.04.2009 года и Федерального закона от 21.07.2014г № 206-ФЗ «О карантине растений». Контрольные фитосанитарные обследования проводятся должностными лицами Управления, при проведении плановых проверок, то есть не чаще 1 раза в 3 года. С учетом того, что на сегодняшний день введены надзорные каникулы, контрольные обследования подкарантинных объектов у субъектов малого и среднего бизнеса остаются не обследованными сотрудниками Управления. Однако, не смотря на послабление бизнесу, требования для исполнения законодательства остаются прежними, поэтому не нужно забывать о своевременности проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований, которые должны проводиться собственниками, владельцами и арендаторами подкарантинных объектов. Кроме того, при выявлении признаков указывающих на наличие карантинного объекта, необходимо незамедлительно известить об этом территориальный орган Управления для принятия своевременных мер.

 Санкции (2018)

Во исполнение Указа Президента «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности РФ», для предотвращения ввоза «санкционных» товаров, при взаимодействии с прокуратурами Кировской области и Нижегородской таможни, с 2015 года регулярно сотрудниками Управления проводятся проверки мест хранения и реализации сельскохозяйственной продукции.

Запрет на ввоз в Россию ряда видов сельхозпродукции, в том числе овощей и фруктов, был введен в отношении стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии в августе 2014 года. Позднее в черный список добавили еще пять стран — Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину. В июле 2017 года срок действия эмбарго был продлен до 31 декабря 2018 года.

В 1 квартале текущего года на территории Кировской области прошли проверку 2 предприятия, выполняющие работы по обеззараживанию древесных упаковочных материалов, на соответствие исполнения требований приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.03.2017 № 123. По результатам контроля принято решение о выдаче хозяйствующим субъектам маркировочного знака международного образца (МСФМ №15) с присвоением индивидуального номера специального знака для маркировки древесных упаковочных материалов при их вывозе за пределы Российской Федерации.

 Управление Россельхознадзора считает необходимым довести информацию до хозяйствующих субъектов, что служба Россельхознадзора выражает озабоченность возможным распространением по территории Российской Федерации и акклиматизации опасного карантинного организма – коричнево-мраморного клопа. В настоящее время насекомое зафиксировано уже в двух районах Сочи (Адлерском и Хостинском).

Коричнево-мраморный клоп может повреждать практически все плодовые и бахчевые культуры, ягодники, виноградники, декоративные растения, фасоль, сою, кукурузу, декоративные растения, сорную растительность. В общей сложности для этого вида известно более 100 видов растений-хозяев.

В условиях активного международного и внутрироссийского товарообмена, ввиду отсутствия естественных врагов на новых местообитаниях, полифагии и благодаря высокой экологической пластичности насекомое способно в короткий срок распространяться на значительных площадях и наносить ущерб сельскохозяйственному производству – посевам полевых культур, плодово-ягодным насаждениям, а также посадкам культур на частных садах и огородах жителей края и района. Появление этого вредителя в регионе может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Наиболее вероятными путями заноса и распространения клопа являются растительная продукция, посадочный материал, продовольственные и промышленные грузы, транспортные средства, тара и упаковочный материал, в связи с чем Управление усиливает контроль за ввозом подкарантинной продукции на наличие в ней данного карантинного объекта.

Также Россельхознадзор со 2 апреля 2018 года ввел временные ограничения на ввоз в Россию из Абхазии всех товаров растительного происхождения, включая многооборотную тару и древесно-упаковочный материал из-за масштабного распространения коричнево-мраморного клопа, который в 2017 году нанес огромный ущерб сельскому хозяйству Абхазии — вредитель уничтожил более 70% урожая ореха-фундука и более 50% урожая мандаринов.

 Очень часто в Управление поступают письма запросы о предоставлении информации о наличии или отсутствие установленных на определенных территориях карантинных фитосанитарных зон. Сообщаю что все приказы об установленных и упразднённых фитосанитарных зонах на территории Кировской области размещены на официальном сайте Россельхознадзора.

Кроме того, от хозяйствующих субъектов поступают вопросы о необходимости оформления карантинного сертификата на определенные виды продукции. В соответствии с требованием ст. 21 Федерального закона «О карантине растений» вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции в сопровождении карантинного сертификата осуществляется, только той продукции для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом. Для примера, в области установлены карантинные фитосанитарные зоны по лесным вредителям повреждающим хвойную лесопродукцию, это сибирский шелкопряд и усачи рода Монохамус, в связи с чем оформление карантинного сертификата необходимо лишь на хвойную лесопродукцию при перевозке ее по территории России.

Отмечу, что фитосанитарный сертификат оформляется на подкарантинную продукцию, в соответствии с требованием страны импортера.

 

Сфера государственного сортового и семенного контроля

Типичными нарушениями, выявленными в ходе контрольно-надзорной деятельности в данной сфере за 1 квартал 2018 года, стали:

  •  посев семенами, не соответствующими требованиям государственных стандартов;
  •  реализация пакетированных семян овощных и цветочно-декоративных культур без документов о качестве или с завышенным сроком реализации;

За нарушение требований законодательства в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 10.12 КоАП РФ.

Россельхознадзор обращает внимание руководителей хозяйств на необходимость в оставшееся для посевной время сосредоточить усилия на сортировании семян. Посев некондиционными семенами влечет за собой проникновение на наши поля семян неизвестного происхождения, не отвечающих требованиям государственных стандартов, засоренных карантинными вредителями, возбудителями болезней, семенами не районированных сортов, что может привести к возникновению угрозы причинения вреда растениям, объектам окружающей природной среды, снижению урожайности и, как следствие, снижению продовольственной безопасности региона.

 

Безопасность и качество зерна

В сфере безопасности и качества зерна Управлением проводятся проверки при осуществлении закупок крупы для государственных нужд и по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна».

Основными нарушениями, которые массово выявлялись в ходе контрольной деятельности стали:

  • отсутствие маркировочного ярлыка, содержащего сведения, предусмотренные законом или нормативными документами и декларации соответствия, подтверждающей качество и безопасность продукции;
  • выпуск зерна без документов, подтверждающих его безопасность (декларация о соответствии) и отсутствие информации о декларации соответствия в товарно- сопроводительных документах.

Для того что бы избежать вышеуказанных нарушений требований Технического регламента, сельхозтоваропроизводителям перед выпуском в обращение зерна необходимо пройти процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом на показатели безопасности. К ним относятся как наличие в зерне токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклидов, так и зараженность хлебными вредителями. Регламент распространяется на зерно, используемое только на пищевые и кормовые цели, и не распространяется на продукты переработки зерна и зерно, предназначенное для семенных целей. Документом, подтверждающим прохождение процедуры на показатели безопасности, является декларация таможенного союза, информация о которой в обязательном порядке вносится в товаросопроводительные документы при выпуске в обращение.

Организациям, осуществляющим закупку, хранение и использование крупы для государственных нужд, необходимо обращать внимание на соответствие партий круп нормативно правовым документам, подтверждающим их безопасность и качество. Обязательно отслеживать сроки хранения используемых круп. При приемке товаров удостовериться о соответствии информации, указанной на маркировке, согласно сопроводительным документам.

Необходимые нормативно правовые акты в данной сфере надзора можно так же найти на сайте Россельхознадзора.

 С целью минимизации нарушений обязательных требований в закрепленных сферах контроля и надзора, сотрудниками отдела проводятся мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение нарушений требований законодательства, в том числе проводятся совещания, организуемые районными администрациями с участием специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и глав администраций сельских поселений.

Также, ежеквартально при проведении публичных слушаний, до всех заинтересованных лиц доводится информация о работе отдела, призывая бизнес обратить внимание на типовые и массовые нарушения с целью дальнейшего их предотвращения и устранения. Регулярно в СМИ размещается информация о новых либо утративших силу законодательных актов, освещаются наиболее актуальные вопросы.

 

Изменения в законодательстве в области карантина растений

С 1 января 2018 года вступившая в силу ст. 21 ФЗ-№ 206 «О карантине растений» предусматривает получение карантинного сертификата при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны в электронном виде, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кроме того, собственник подкарантинной продукции или уполномоченное им лицо обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений собственником подкарантинной продукции или уполномоченным им лицом сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции.

Перевозка подкарантинной продукции, допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.

Также с 1 января 2018 года вступила в законную силу часть 1 статьи 27 Федерального закона «О карантине растений» — «Карантинное фитосанитарное обеззараживание». Сейчас работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию могут осуществлять юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на право проведения соответствующих работ. Реестр выданных лицензий размещен на официальном сайте Россельхознадзора.

Кроме того, с 15 марта 2018 года вступили в законную силу изменения в порядок выдачи карантинных, фитосанитарных и реэкспортных сертификатов, утвержденный приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 г. № 293.

Все изменения данного нормативного акта представлены на слайде, однако отмечу, что сейчас для получения карантинного сертификата не требуется предоставление документа, подтверждающего проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции. Кроме того, наличие не устраненных нарушений в области карантина растений, касающихся заявленной продукции, мест ее заготовки, хранения и переработки, а также способов ее транспортировки, не является причиной отказа в выдаче ФСС и КС.

 

Проблема незаконного вывоза лесоматериалов без прохождения карантинного фитосанитарного контроля

 В связи с наложением карантина по ряду вредителей хвойной древесины, в 2008 году по Усачам рода Монохамус и 2013 году по Сибирскому шелкопряду, Постановлением Правительства Кировской области на территории всего региона установлены карантинные фитосанитарные зоны.

Введение карантинного режима по ряду лесных вредителей предусматривает выпуск в оборот хвойной древесины только после установления ее фитосанитарного состояния путем досмотра и лабораторного анализа, на основании которых оформляется карантинный или фитосанитарный сертификат. Внутреннее перемещение лесопродукции по территории области, сертификации не требует.

Обязательная сертификация хвойной лесопродукции направлена в первую очередь на предотвращение распространения карантинных объектов в свободные от этих вредителей леса зоны.

Однако, с каждым годом наблюдается рост количества нарушений правил перевозки хвойных лесоматериалов, вывозимых с территории Кировской области без прохождения государственного карантинного фитосанитарного контроля и оформления карантинного сертификата.

Отправка лесопродукции хвойных пород железнодорожным транспортом происходит в рамках приказа МПС России № 36 (Министерства путей сообщения), нормы которого требуют при принятии к отгрузке подкарантинной продукции обязательного наличия карантинного или фитосанитарного сертификатов. Здесь все строго по закону.

В то же время, примерно 30 % от общего объема продаваемой лесопродукции, вывозится автомобильным транспортом. Контроль за данным видом транспортировки осуществлять сложно. Отсутствие стационарных постов ДПС на границах области приводит к бесконтрольному вывозу леса. Зная о наличии свободных коридоров, многие предприниматели игнорируют положения закона «О карантине растений», стремятся его обойти и вывезти лесопродукцию автомобильным транспортом без разрешительных фитосанитарных документов. Кроме того, контроль усложняется тем, что автомашины с лесом уходят в ночные часы.

Между территориальным Управлением Россельхознадзора и ДПС УГИБДД УМВД России по Кировской области заключено соглашение о взаимодействии, которое является основой при осуществлении надзорных действий в отношении субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся реализацией и вывозом леса автомашинами, в связи с чем регулярно сотрудниками отдела фитосанитарного надзора в рамках соглашения осуществляется контроль на основных выездных трассах области.

Подобные соглашения заключены и в других регионах Российской Федерации, которые позволяют проводить работу по выявлению нарушений на межведомственном региональном уровне. Также налажен обмен информацией по фактам выявления вывоза древесины без прохождения фитосанитарного контроля с другими территориальными Управлениями Россельхознадзора, позволяющий своевременно пресечь каналы незаконных поставок леса.

За 2017 год территориальным органом Россельхознадзора при взаимодействии с дорожно-патрульной службой УГИБДД УМВД России по Кировской области, на стационарном и передвижных постах ДПС было установлено 137 случаев незаконного вывоза лесопродукции хвойных пород без карантинных сертификатов, объём которой составил более 4 тыс. кубометров.

С начала 2018 года за 1 квартал установлено уже 39 подобных случаев нарушения, объём незаконно вывезенной древесины составил порядка 1,7 тыс. кубометров. Это, предположительно, лес незаконной рубки или злостное укрывательство от уплаты налогов в областной бюджет.

Объёмы нелегального оборота леса также ежегодно увеличиваются. И это только официальная статистика, а сколько было вывезено из области неучтенного леса – неизвестно.

Виновные лица привлекаются Управлением Россельхознадзора к административной ответственности по ст. 10.2 и 10.3 КоАП РФ, но низкие штрафные санкции, ослабление контроля в отношении субъектов малого бизнеса – стимулирует недобросовестных предпринимателей к совершению незаконных действий.

Нужно понимать и осознавать, что невыполнение обязательных фитосанитарных требований может создать угрозу заноса и распространения карантинных объектов в свободных от них зонах, что в целом скажется на ухудшении фитосанитарного состояния РФ и, как следствие, отразиться на ограничении экспортных поставок и экономике страны.

Проанализировав основные причины и проводящиеся мероприятия по борьбе с нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд основных мер, способствующих сокращению объемов незаконного вывоза леса в ближайшие годы. В частности, необходимо:

  • усилить взаимодействие контролирующих структур;
  • внедрить эффективные системы за происхождением древесины и создать пути сообщения информации «лесосека — покупатель» до всех ответственных в лесной отрасти контрольно — надзорных органов;
  • повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.

Несомненно, что с учетом отмеченных мер, совместными усилиями заинтересованных в наведение порядка в лесном секторе сторон, удастся добиться желаемого результата.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора информирует, что на территории Кировской области для проведения контроля и выдачи фитосанитарных документов, во всех основных пунктах отправки леса, налажена работа сотрудников отдела фитосанитарного надзора. На сегодняшний день все заявления от грузоотправителей для проведения досмотра отрабатываются своевременно и в полном объёме. При этом Управление готово рассмотреть встречные предложения о необходимости размещения стационарных мест в том или ином районе области.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2018 года карантинный сертификат оформляется в подсистеме «Электронный карантинный сертификат» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью органом Россельхознадзора в системе ФГИС «Аргус-Фито». Заявки на оформление карантинных сертификатов можно подавать в этой же системе в электронной форме, что в свою очередь позволяет получить сертификат на адрес указанной заявителем электронной почты с последующей распечаткой документа. Подлинность выданных документов можно установить в подсистеме проверки фитосанитарных документов программы «Аргус-Фито», находящейся в свободном доступе.

Регистрация в системе «Аргус-Фито» Посмотреть